Сталинградская высота
«Тот, кто был здесь, никогда это не забудет. Когда через много лет мы начнем вспоминать, и наши уста произнесут слово «Война», то перед нами встанет СТАЛИНГРАД»
К. Симонов «Дни и ночи»
25 января 1943, шёл 583-й день войны, 183-й день битвы…
Войска Донского фронта прорвали оборону немецко-фашистских войск по внутреннему оборонительному обводу Сталинграда. К исходу дня бои шли в южной части Сталинграда и в районе поселка Красный Октябрь.
62-я армия вышла на западные окраины поселков. Дивизии Горишного, Соколова, Людникова, Гурьева и Родимцева повернули на север, на уничтожение северной группы фашистских войск в районах заводов и заводских посёлков. Дивизия Батюка повернула на юг против южной группировки противника.
Несмотря на все ухудшающееся положение, А. Гитлер отклоняет просьбу командующего 6‑й полевой армией Паулюса о капитуляции: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего человека и до последнего патрона!».
За период проведения операции «Кольцо» с 10 по 25 января окруженные под Сталинградом немецко-фашистские войска потеряли свыше 100 тысяч убитыми, ранеными и пленными. Положение немецкой армии было плачевным.
Выдержки из записной книжки немецкого солдата: «… стоим на шоссе — не знаем, что делать дальше. Я ужасно голоден и не могу получить нигде ложки супа. Добрался до деревушки. Здесь настоящее столпотворение … С трудом разыскал свою роту и ночевал в хлеву, ужасно замерз. У меня украли все имущество… Опять марш и опять без еды. Вечером, после тяжелого марша, пришли в Сталинград. Удалось попасть в погреб. Здесь 30 человек. Дикая толпа. Нервы у всех расшатаны, непрерывные ссоры и драки из-за еды. Что может сделать голод! С нами находятся раненые и больные дизентерией. Они умрут. Скудный и голодный паек у них отнимают здоровые солдаты, прямо вырывают изо рта… Я хочу жить. Жить во что бы то ни стало. К черту все, только бы уцелеть… Сижу в яме с одним солдатом. Это 20-летний парень из Австрии. Мы оба не произносим ни слова. О чем же говорить? Мне очень холодно. Слышны стоны раненых. Они валяются в снегу, в сугробах. Их не подбирают, не увозят… Я не вижу иного выхода из этого страшного ада, кроме плена».
25 января 1943 года. До победы в Сталинграде оставалось всего 8 дней