15-16 октября 2020 года руководители, педагоги и кадеты ФГКОУ «Волгоградский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Ф.Ф. Слипченко» приняли участие в работе Международной научно-практической конференции на тему: «Следствие в годы Великой Отечественной войны».
На состоявшемся в формате видеосвязи мероприятии Кадетский корпус представляли: директор корпуса Алексей Викторович Пиндыч, первый заместитель директора Леонид Андреевич Комлев, учитель учебно-методического отдела кандидат педагогических наук Елена Игоревна Фастова, отличники учебы кадеты 11 Б и 10 А классов вице-младшие сержанты Иван Картавин и Роман Горохов.
Несмотря на то, что со дня окончания Великой Отечественной войны прошло более 75-ти лет, это трагическое и героическое время до сих пор не описано и не изучено полностью. Многие аспекты этой неисчерпаемой темы еще неподобающе или противоречиво исследованы. В годы войны особую актуальность приобрели необходимость обеспечения общественного порядка, защиты экономических основ государства, а также вопросы борьбы с попытками подрыва обороноспособности страны. К сожалению, деятельность следственных органов по проведению в жизнь политики государства в тот период недостаточно отражена в отечественной историографии. Организованная Санкт-Петербургской академией Следственного комитета Российской Федерации Международная научно-практическая конференция «Следствие в годы Великой Отечественной войны» призвана стереть еще ряд «белых пятен истории».
Выступление Елены Игоревны Фастовой было посвящено изучению кадетами, в рамках воспитательной работы и мероприятий по раннему профессиональному ориентированию, материалов расследования преступлений, совершенных нацистами и их пособниками на территории нашей области в годы Великой Отечественной войны. Елена Игоревна сообщила о своем опыте в данном направлении, акцентировав внимание на возникающих у педагогов затруднениях в осуществлении формирования у кадет ответственной гражданской позиции и грамотной правовой оценки (как будущих следователей) событий оккупации в годы Великой Отечественной войны в условиях отсутствия должного внимания к теме в программе по истории и учебниках. Как положительный пример решения части имеющихся проблем приведен опыт участия кадет в международном проекте «Принудительный труд 1939-1945 гг. Обучение на основе интервью». Изучение темы злодеяний немецко-фашистских захватчиков проводится с помощью образовательной онлайн-платформы и электронного архива. Материалы и учебные задания на основе интервью дают ученику возможность изучать исторические события по живым свидетельствам их участников, развивать навыки анализа учебных и научных текстов, ребята вырабатывают личностное отношение к ситуации, дают оценку действиям их участников, извлекают уроки из истории и находят новые смыслы в своей познавательной деятельности.
В выступлении на секции «Кадетский взгляд на уроки истории» Иван Картавин изложил свое видение позиции советской делегации на Нюрнбергском процессе. В частности, Иван отметил, что вопросы, поднятые на Нюрнбергском процессе, актуальны и сейчас, так как мир живёт в условиях эскалации экстремизма, неонацизма и ксенофобии, перманентной террористической угрозы, возникновения новых организаций и политических сил, продвигающих эти губительные идеи, и соответственно востребован опыт борьбы с указанными явлениями. Вместе с тем на страницах наших учебников истории Нюрнбергскому процессу уделено недостаточно места. Главным мотивом выбора Иваном данной темы стал интерес к его будущей профессии – кадет готовится к поступлению в Академию Следственного комитета и серьезно изучает историю.
В целом конференция прошла на высоком профессиональном уровне, содержательные выступления участников подтвердили актуальность предложенных к обсуждению тем. Материалы конференции представляют несомненный интерес для участников и должны быть использованы в практической деятельности — без глубоких исторических познаний деятельность юриста выглядит однобоко и непрофессионально, ведь любое правило — это совокупность обычаев, устоев, норм, а история позволяет проследить, как формировалось право.